дело №2(1)а-1735/20
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 сентября 2020г. г.Бузулук
Судья Бузулукского районного суда Оренбургской области Дегтярева И.В.
при секретаре Кулбаевой Р.Р.
с участием заместителя Бузулукского межрайонного прокурора Оренбургской области Ульяновой С.В.
административного истца ФИО1
представителя административного истца действующего по устному заявлению в соответствии со ст.57 КАС РФ и представителя регионального отделения политической партии Справедливая Россия в Оренбургской области ФИО2
административного ответчика в лице председателя ТИК г.Бузулука Оренбургской области ФИО3
заинтересованного лица представителя администрации МО г.Бузулука Оренбургской области ФИО4
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Территориальной избирательной комиссии г.Бузулука Оренбургской области о признании незаконным решения, действия территориальной избирательной комиссии об отказе в удовлетворении жалобы,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском к ТИК г.Бузулука Оренбургской области о признании незаконным решения, действия территориальной избирательной комиссии об отказе в удовлетворении жалобы. В обоснование заявленных требований указала, что в ТИК г.Бузулука ** ** **** от кандидата ФИО1 городского Совета депутатов МО г.Бузулук Оренбургской области шестого созыва по многомандатному избирательному округу №7 была подана жалоба на грубое нарушение законодательства о выборах. В жалобе было изложено, что на выборах городского Совета депутатов МО г.Бузулук Оренбургской области шестого созыва по многомандатному избирательному округу №7 кандидат, выдвинутый партией «Единая Россия» Горько Н.И. использует в своих агитационных материалах фото иных физических лиц – других кандидатов, что прямо запрещено законом. К жалобе были приложены фото баннера и фото листовки, из которых видно, что указанные агитационные материалы изготовлены кандидатами, а не избирательным объединением. В выборах принимают участие кандидаты, выдвинутые избирательным объединением, но не сами избирательные объединения, когда избиратели голосуют, за ту или иную партию. В связи с изложенным она требовала незамедлительно пресечь распространение агитационных материалов кандидатов от партии «Единая Россия», распространение которых запрещено п.5 ст.54 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», изъять тиражи агитационных материалов, изготовленных с нарушением закона и пресечь распространение иных агитационных материалов, изготовленных с нарушением п.9.1 ст.48 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Из ответа ТИК г.Бузулука следует, что нарушений со стороны кандидата Горько Н.И. не выявлено. Действия административного ответчика привели к нарушению законодательства о выборах кандидата в депутаты городского Совета депутатов МО г.Бузулук Оренбургской области, что противоречит п.5 ст.54 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
В первоначально заявленных административных исковых требованиях просили суд признать незаконным решение, действия территориальной избирательной комиссии от ** ** **** об отказе в удовлетворении жалобы ФИО1
В ходе рассмотрения дела по существу административным истцом административные исковые требования уточнены: просит суд признать незаконным решение, действия территориальной избирательной комиссии от ** ** **** об отказе в удовлетворении жалобы ФИО1 Обязать ТИК г.Бузулука Оренбургской области удалить агитационный материал Горько Н.И. с изображением иных физических лиц – других кандидатов: ФИО5, ФИО6, размещенных на баннере размером 3х6, тираж 5 штук, как изготовление с нарушением закона (п.9.1 ст.48 ФЗ от 12.06.2002г. №56-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»).
Административный истец ФИО1 и ее представитель ФИО2 в судебном заседании поддержали заявленные административные исковые требования, просили удовлетворить.
В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО3 возражала против удовлетворения административных исковых требований и пояснила, что при проверке доводов жалобы ФИО1 не было установлено нарушений законодательства о выборах, поскольку на агитационном баннере не были использованы изображения физических лиц, а отражены равнозначные с ним кандидаты в депутаты по одному избирательному округу и от одного политического объединения. Согласно имеющимся выходным данным на агитационном материале каждый из кандидатов оплатил агитационный материал.
Представитель заинтересованного лица ФИО4 в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований, указала на факт расхождения доводов заявленных в жалобе поданной в ТИК и доводов указанных в административном иске.
Представитель заинтересованного лица регионального отделения Политической партии Справедливая Россия в Оренбургской области ФИО2 в судебном заседании административные исковые требования поддержал по доводам, изложенным в письменном отзыве на административный иск представленном председателем регионального отделения партии.
Представитель заинтересованного лица Избирательной комиссии Оренбургской области в судебное заседание не явился, представили отзыв на иск, в котором указывают, что кандидатом в депутаты Горько Н.И. были выполнены все требования законодательства о выборах, изготовление несколькими кандидатами агитационного материала на одном плакате или баннере не может рассматриваться как изготовление единого агитационного материала. Присутствие изображение кандидата на агитационном материале рядом с другим кандидатом не является использованием его изображения, т.к. это различные агитационные материалы, которые технически объединены в один баннер или плакат.
В порядке ч.3 ст.243 КАС РФ суд рассмотрел дело в отсутствии не явившихся участников процесса.
Выслушав участвующих в деле лиц, заключение заместителя прокурора Ульяновой С.В., полагавшей заявление не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.2 ст.239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления, принципы проведения в Российской Федерации выборов и референдума установлены Федеральным законом от 12.06.2002г. №67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее ФЗ №67).
Согласно положениям ст.48 ФЗ №67 предвыборная агитация может проводиться в том числе, посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов; иными не запрещенными законом методами.
Расходы на проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума осуществляются исключительно за счет средств соответствующих избирательных фондов, фондов референдума в установленном законом порядке. Агитация за кандидата, избирательное объединение, оплачиваемая из средств избирательных фондов других кандидатов, избирательных объединений, запрещается.
ч.9.1 ст.48 ФЗ №67 предусмотрено, что при проведении выборов использование в агитационных материалах изображений физического лица допускается только в следующих случаях:
а) использование избирательным объединением изображений выдвинутых им на соответствующих выборах кандидатов (в том числе в составе списка кандидатов), включая кандидатов среди неопределенного круга лиц;
б) использование кандидатом своих изображений, в том числе среди неопределенного круга лиц.
Порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов выборов депутатов в представительные органы муниципальных образований Оренбургской области регулируется помимо вышеуказанного закона, также Законом Оренбургской области от 05.11.2009г. №3209/719-IV-ОЗ "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Оренбургской области", принятым постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 21.10.2009г. №3209 (далее – Закон Оренбургской области о выборах депутатов).
Согласно п.10.1 ст.49 Закона Оренбургской области о выборах депутатов при проведении выборов использование в агитационных материалах изображений физического лица допускается только в следующих случаях:
1) использование избирательным объединением изображений выдвинутых им на данных выборах кандидатов (в том числе в составе списка кандидатов), включая кандидатов среди неопределенного круга лиц;
2) использование кандидатом своих изображений, в том числе среди неопределенного круга лиц.
В соответствии с ч.2 ст.54 ФЗ №67 все печатные и аудиовизуальные агитационные материалы должны содержать наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации (фамилию, имя, отчество лица и наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о тираже и дате выпуска этих материалов и указание об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума.
Основной задачей деятельности избирательных комиссий, в соответствии с п.3 ст. 20 Федерального закона №67 является обеспечение реализации и защита избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ, осуществление подготовки и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации.
В соответствии с ч.5 ст.17 Закона Оренбургской области о выборах депутатов избирательные комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в ходе избирательной кампании обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Если обращение указывает на нарушение закона кандидатом, избирательным объединением, эти кандидат, избирательное объединение или его уполномоченные представители должны быть незамедлительно оповещены о поступившем обращении и вправе давать объяснения по существу обращения.
Судом установлено, что в соответствии со ст.7 Закона Оренбургской области о выборах депутатов, Решением городского Совета депутатов г.Бузулука Оренбургской области №660 от 23.06.2020г. выборы депутатов городского Совета депутатов муниципального образования г.Бузулук Оренбургской области VI созыва назначены на 13.09.2020г.
Решением ТИК г.Бузулука № от ** ** **** ФИО1 зарегистрирована кандидатом в депутаты, выдвинутым в составе списка кандидатов в депутаты городского Совета депутатов МО г.Бузулук Оренбургской области по трехмандатному избирательному округу №7 региональным отделением Политической партии Справедливая Россия в Оренбургской области.
Кандидаты Горько Н.И., ФИО5, ФИО6 выдвинуты избирательным объединением Местного отделения ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ» г.Бузулука по многомандатному избирательному округу №7, что подтверждается Списком кандидатов в депутаты городского Совета депутатов МО г.Бузулук Оренбургской области от ** ** **** и Решением ТИК г.Бузулука № от ** ** **** о заверении списка кандидатов.
Решением ТИК г.Бузулука № от ** ** **** Горько Н.И. зарегистрирован кандидатом в депутаты, выдвинутым в составе списка кандидатов в депутаты городского Совета депутатов МО г.Бузулук Оренбургской области по трехмандатному избирательному округу №7 местным отделением Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» г.Бузулука.
** ** **** кандидатами Горько Н.И., ФИО5, ФИО6 в ТИК г.Бузулука поданы уведомления кандидатов об изготовлении агитационного материала, а именно баннера 3х6 метра, при этом каждым кандидатом пропорционально уплачено по 1/3 от общей стоимости изготовления баннера, что усматривается из приложенных к уведомлению платежных документов.
Во исполнение положения ч.5 ст.17 Закона Оренбургской области о выборах депутатов, ТИК г.Бузулука решением № от ** ** **** образована рабочая группа оперативного реагирования на обращения граждан, кандидатов, политических партий и иных участников избирательного процесса о нарушении требований действующего законодательства на территории МО г.Бузулук Оренбургской области при проведении выборов депутатов городского Совета депутатов МО г.Бузулук Оренбургской области в единый день голосования 13.09.2020г. и утверждение положение о рабочей группе.
Согласно приложению №2 к вышеуказанному решению от ** ** **** руководителем рабочей группы является ФИО3 – председатель ТИК г.Бузулука.
** ** **** ФИО1 обратилась в ТИК г.Бузулука с жалобой о нарушениях со стороны кандидата Горько Н.И. законодательства о выборах в агитационном материале, а именно агитационном баннере на котором изображены три кандидата в депутаты Горько Н.И., ФИО5, ФИО6 в единой композиции, включающей как слоган и символы, так и фотографические изображения кандидатов. Каждое из фотоизображений кандидатов подписано, но при этом использовано единое для всего агитационного печатного материала указание выходных данных материала.
На указанную жалобу ФИО1 ТИК г.Бузулука дан ответ за № от ** ** **** в котором содержится решение об отказе в удовлетворении жалобы с приведением доводов, оспариваемых настоящим административным иском.
Разрешая доводы административного иска о незаконности решения, действия по отказу в удовлетворении жалобы судом установлено следующее.
Из представленного агитационного баннера усматривается пропорциональное расположение изображения трех кандидатов, выдвинутых местным отделением ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ» г.Бузулука по многомандатному избирательному округу №7 Горько Н.И., ФИО5, ФИО6 с указанием исходных данных, а именно о заказчиках агитационного материала, изготовителе и тираже выпускаемого материала, дата изготовления, об оплате из средств избирательных фондов вышеуказанных кандидатов в депутаты, что соответствует положениям ч.2 ст.54 ФЗ №67.
Довод административного истца и ее представителя о необходимости расположения исходных данных под каждым изображением кандидата является несостоятельным, поскольку законодательством о выборах не предусмотрено такого рода условия.
К доводу административного иска о нарушении данным агитационным баннером положений ч.9.1 ст.48 ФЗ №67 суд относится критически, поскольку указанная норма закона в рассматриваемом случае не подлежит применению, т.к. предусматривает использование в агитационных материалах изображений иных физических лиц, не принимающих участие в выборах кандидатов в депутаты.
Проанализировав вышеуказанные нормы права, и обстоятельства дела, суд приходит к выводу о законности и обоснованности вывода избирательной комиссии об отсутствии нарушений законодательства о выборах кандидата в депутаты в используемых агитационных материалах.
Ответ на жалобу избирательной комиссией дан в установленные ст.17 Закона Оренбургской области о выборах депутатов, сроки, содержание ответа соответствует действующему законодательству, ответ дан уполномоченным на то должностным лицом.
Решение об удовлетворении административного иска о защите избирательных прав своей целью преследует восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что, признавая решение, действие (бездействие) незаконными, суд определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений.
Из изложенного следует, что решение, принимаемое в пользу административного истца, обязательно должно содержать два элемента: признание незаконным решения, действия (бездействие) и указание на действия, направленные на восстановление нарушенного права.
Приведенные выводы соотносятся с положением ст.3 КАС РФ, согласно которой одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; а равно с положением ч.1 ст.4 КАС РФ, согласно которому каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В рассматриваемом случае административным истцом ни в административном иске, ни в пояснениях в ходе рассмотрения дела по существу не приведено в чем именно выразилось нарушение ее избирательных прав, а также не представлены доказательства в обоснование такого нарушения.
Само по себе использование вышеуказанного агитационного баннера в формате изображения трех кандидатов от одного избирательного объединения при соблюдении требования ст.54 ФЗ №67 не влечет нарушения избирательных прав административного истца.
Согласно ч.2 ст.244 КАС РФ, суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, в случае если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.
При указанных обстоятельствах у суда отсутствует правовые основания для удовлетворения заявленных административных исковых требований, суд не усматривает несоответствия оспариваемых решения, действия ТИК г.Бузулука об отказе в удовлетворении жалобы ФИО1, содержащихся в ответе № от ** ** **** на жалобу, нормам избирательного законодательства.
Руководствуясь ст.244 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Территориальной избирательной комиссии г.Бузулука Оренбургской области о признании незаконным решения, действия территориальной избирательной комиссии об отказе в удовлетворении жалобы - отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Бузулукский районный суд в течение 5 дней со дня принятия решения судом.
Судья Дегтярева И.В.
Мотивированное решение составлено 10.09.2020г.